Александр Лапшин — опытный самостоятельный путешественник? А может он проницательный инвестор? Или все же бесстрашный Дон Кихот в борьбе с государственной бюрократической Системой? Честно говоря я запутался. Еще много разнообразных и неоднозначных эпитетов можно подыскать для того, чтобы охарактеризовать эту личность, но неблагодарное дело пытаться понять суть человека, не дав высказаться ему самому.


Александр Лапшин aka puerrtto


В нашей беседе мы все же попробуем откопать подлинное «Я» и нарисовать цельный образ разностороннего, ироничного и жизнерадостного странника Александра Лапшина.


— Александр, доброго времени суток. Я с большим интересом слежу в ЖЖ за твоими похождениями по жизни. Что мне больше всего нравится в тебе, так это то, что чувство юмора и стойкий оптимизм — твои неизменные спутники даже в самых на первый взгляд безвыходных ситуациях. Ты не раз играл на грани фола и был в шаге от скамейки удаленных с поля жизни, но никогда не опускал рук и смело смотрел в будущее.

— Приветствую! Положа руку на сердце, я далеко не бесстрашный Дон Кихот, а обычный человек, у которого есть свои «тараканы» в голове. Скажем так. У меня есть понимание некоего жизненного стержня, которого стоит держаться. И жить иначе не могу, не умею и не хочу.

— Из каких основополагающих узлов состоит жизненный стержень Александра Лапшина?

— Я считаю, что каждый должен быть настоящим хозяином своей судьбы и иметь право жить так, как он считает нужным. Не зависеть от социума и мнения окружающих. Жить, уважая образ жизни других людей, но и не давая кому-либо навязывать себе чуждые правила и установки.

— То есть ты разделяешь тот постулат, что можно жить в обществе и совсем от него не зависеть? Откуда возникла такая установка? Она чисто умозрительная или подтверждена тобою на практике?

— Знаешь, наверное асоциальность была заложена еще с детства. Тому виной могла быть и неполная семья, и школа в хулиганском спальном районе Свердловска, и двойки в дневнике, и дурная компания. Но на фоне этого я зачитывался классической литературой и мечтал о путешествиях.

С детства жил эдакой двойной жизнью, ибо одна ее часть давала ощущения экстрима и самовыражения, а другая — сохраняла здравый смысл и полет мечты. За многие поступки той, второй жизни, мне стыдно по сей день. Зная не понаслышке, что такое зло, жлобство, предательство и беспринципность, мое стремление к справедливости с возрастом стало еще более обостренным.

Для меня нет особой разницы между тем причиняет ли человек физическое зло, приставляя нож к горлу другого, или он вбрасывает негатив в окружающую среду беспредельным поведением, нарушая нормы морали.

— Расскажи немного о вехах собственной жизни: где родился, чем занимался в профессиональном плане и куда пришел в данный момент.

— Родился на Урале, в Свердловске. В 13 лет оказался в Израиле, 6 лет жил и учился в колледже-интернате, потом были 3 года службы в армии. После — годы учебы в университете.

Надо сказать, что учился в трех ВУЗах, из которых закончил только два. Один бросил. Учеба никогда не увлекала: кое-как сдавал зачеты, скучал за партой и не интересовался студенческой жизнью. Рутинная зубрежка вызывала во мне смертную тоску.

Во время обучения оказался по студенческому обмену в Штатах, где провел чуть менее года. Энтузиазма грызть гранит науки и там хватило ненадолго. Зато объездил всю Северную Америку, познакомился с массой интересных людей, и понял, что… учу в университете совсем не то, что мне интересно.

США. Нью-Йорк.

США. Нью-Йорк.

Ведь получал я профессию business administration, а к концу учебы понял, что хочу быть юристом. Знаю, что звучит это как полный кавардак в мыслях. В колледже изучал программирование, в университете business administration, а работать предполагал юристом.

В совокупности, потратил на высшее образование порядка 8 лет, но ни одного дня не отработал ни по одной из приобретенных специальностей. Студентом подрабатывал: сторожем в супермаркете, санитаром в госпитале, администратором в отеле, водителем грузовика, техником на фабрике изготавливающей аккумуляторы. Год проработал сотрудником службы безопасности в аэропорту болгарской Софии.

Где-то в 2003-2004 году, после 14 лет проживания за границей, вернулся в Россию. Приехал движимый детской ностальгией, мало что понимал в современной России, ведь уехал еще во времена СССР.

Очень быстро набил «шишек» от жёсткого российского капитализма, понял, что реальная жизнь в стране и содержание песен групп «ДДТ» и «Наутилус» — слегка разнятся. Сменил множество видов деятельности, но нигде больше полугода не задержался.

В какой-то момент понял, что, очевидно, я не создан для работы в офисе. И глупо винить в этом окружающих, а надо придумать что-то свое. Открывать свой бизнес не хотел — головной боли много, тонкости предпринимательства не совсем понимал и денег особенно не было.

Ломал голову, как заработать денег, но при этом ничего не делать.

Прикинул, что если взять в Израиле кредит под 3-4% годовых, купить в России однушку (в 2004 г. ее стоимость была в районе 20 тыс.дол.), а через год-два ее продать — выйдет неплохой навар. И не ошибся. В 2006 г. цены взлетели ракетообразно, и я выручил за квартиру 100 тыс.дол. Расплатился сразу же с израильским банком и на эти деньги начал играть на бирже.

— Ты хорошо разбирался во всех нюансах торговли акциями, что решил пойти на биржу? Знал как извлечь хорошую выгоду от покупки-продажи ценных бумаг?

— В какой-то мере представление имел, ибо изучал в университете экономику. Кроме того, в «Газпроме» в ту пору работал мой дядя, который мало что понимал в ценных бумагах, но был убежден, что скоро стоимость акций его родной компании рванет резко вверх.

Забавно то, что никаких обоснованных предпосылок к росту не намечалось, но мой близкий родственник железобетонно был уверен в этом. Я последовал дядиному совету, хотя это и казалось мне абсурдом. Но его прогноз сбылся.

Сумма стоимости портфеля ценных бумаг вскоре удвоилась и даже утроилась. Параллельно я играл с акциями «Норникеля» и «Лукойла», но с меньшей доходностью. Купил квартиру в Москве, дела налаживались.

На пике «удачливости» весной 2008-го имел в акциях ориентировочно 500 тысяч долларов.

Увы, кризис не пощадил и обглодал круглую цифру. Из-за резкого падения стоимости ценных бумаг и курса рубля (напомню, рубль подешевел с 24 рублей за доллар в августе до 36 рублей в декабре), я потерял порядка 150 тысяч баксов.

Цены резко снижались на все.

Буквально с августа по декабрь 2008-го недвижимость в Москве подешевела где-то на 40%, а ценные бумаги упали в цене и вовсе втрое. Вопрос стоял ребром: хоть мне было комфортно в Москве, и я едва-едва воплотил свою мечту о жизни в столице, я все же понимал, что квартиру надо срочно продавать, пока она находится на пике стоимости.

В течение полутора месяцев продал все активы и уже ноябрь 2008 встретил «голодранцем».

У меня была куча наличных денег на руках, но отсутствовало все остальное: дом, работа. Недели две жил в гостинице «Измайловская», причем несколько дней хранил весь нал при себе почти не выходя из номера, чтобы не украли.

Доходило до абсурда. Дежурили по очереди с подругой: то я ходил за едой в супермаркет, то она, чтобы всегда кто-то был в номере. А потом закинул деньги на зарубежный счет, съехал из гостиницы и отправился путешествовать.

Последние 4 года базируюсь в Израиле, проводя по полгода в поездках. Одну часть капитала я вложил в покупку квартир в Грузии, на другую — купил облигации, а третью — оставил в банке.

— Неожиданно. Почему решил купить недвижимость в Грузии?

— В моих действиях не было четкой последовательности и жёсткого алгоритма. Мне всегда не нравилось, что деньги не работают с тех пор, как я завязал с акциями и с Москвой.

Когда путешествуя по Кавказу на прокатной машине я оказался в Батуми — сказал себе, что вложусь в местную недвижимость. Просто понравилось в Грузии. Пообщался с людьми, поизучал что происходит в стране, покорпел ночами над экономическими обзорами и решился.

— Что тебе дало первоначальный импульс к путешествиям по планете и когда ты начал активно практиковать странствия?

— Пожалуй, впервые начал думать о путешествиях совсем давно, когда мама читала сказки про аргонавтов, а обучившись грамоте — перелопатил все книги Жюля Верна, Джека Лондона и прочих авторов. В начальном классе я уже знал наизусть названия столиц всех государств.

Вообще самой первой страной, которую я посетил, была Румыния еще в далеком 1990-м. Именно через нее выезжал из СССР на поезде «Киев-Бухарест». То было не путешествие, а транзит.

Поскольку прямых рейсов на мою историческую родину не существовало из-за крайне натянутых отношений между Советским Союзом и Израилем, ездили через Румынию, Польшу и Венгрию. Меня буквально ограбили на границе, отобрали все, что нашли… даже палку колбасы.

— Прямо как Остапа Бендера раздели почти до исподнего на румынской границе…

— Было бы что отбирать! Работники таможни шли с мешками и собирали все, на что положили глаз. СССР разваливался, контроля никакого.

Более-менее стал активно путешествовать с 1995 года, когда поехал с компанией одноклассников в Грецию. Нам было тогда по 16-17 лет. Потом наступили 3 невыездных армейских года. После демобилизации сразу же отправился в групповую поездку в Египет.

Это был мой первый и последний в жизни опыт путешествия с гидом. Ужас. Куча галдящего разношерстного народа в автобусе, программа расписанная по часам (не во всем мне интересная), привязка к общему графику, невозможность что-либо поменять.

В последнее время поездок было очень много, как минимум путешествую раз в два месяца. За последние годы их было, соответственно, штук 35-40. Всего на сегодняшний день я посетил следующие страны: Австрия, Албания, Армения, Азербайджан, Беларусь, Бахрейн, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ботсвана, Великобритания, Венгрия, Гватемала, Германия, Гондурас, Греция, Грузия, Дания, Зимбабве, Замбия, Египет, Израиль, Индия, Индонезия, Иордания, Иран, Ирландия, Испания, Ирак, Италия, Казахстан, Камбоджа, Канада, Кения, Кипр, Коста-Рика, Косово, Кыргызстан, Латвия, Лесото, Ливан, Литва, Македония, Мальта, Марокко, Малайзия, Мексика, Мозамбик, Молдова, Монако, Нидерланды, Никарагуа, Норвегия, ОАЭ, Панама, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Свазиленд, Сербия, Сирия, Сингапур, Словакия, Словения, Соединенные Штаты Америки, Таджикистан, Таиланд, Танзания, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Шри-Ланка, Эстония, Эфиопия, Йемен, ЮАР.

Очень ярким и запоминающимся было путешествие по Северной Америке в 2007 году.

США. Нью-Мексико. Около Лос-Аламоса.

США. Нью-Мексико. Около Лос-Аламоса.

Это была вторая поездка в Штаты, впервые там был во время учебы. Но в 2007-ом провел там 5 месяцев, объехав все три страны материка вдоль и поперек. США (равно как и Канада) показались мне чрезвычайно удобными для путешествий из-за высокоразвитой инфраструктуры транспорта, отелей, национальных парков, условий для полноценного отдыха.

США. Аризона. Большой каньон.

США. Аризона. Большой каньон.

Знаю, что в России существует устойчивый стереотип, что Америка — для богатых. Побывав там, я понял, что это критическое заблуждение. Для богатых — Западная Европа, а Америка — для умных. В соотношении цена/качество — США вне конкуренции: фантастическая природа, дешевые отели, доступный для большинства прокат машин и копеечный бензин.

Канада. Ниагарский водопад.

Канада. Ниагарский водопад.

Когда-то я считал, что признаком настоящего туриста-бэкпекера является склонность путешествовать по бедным странам, спать в халупке, кушать что придется, отбиваться от мух и обсуждать смысл жизни с индусами, чьи зубы растут через один.

Америка научила меня другому.

Я понял, что бедная страна — далеко не всегда синоним слову «дешевая», а грязь не означает безусловной красоты. К примеру, в Штатах я потратил немногим больше денег, чем в Индии.

Нищая страна в силу некоего хаоса и бардака частенько преподносит сюрпризы, обходящиеся тебе в немалые финансовые издержки из-за отмены рейсов, ломающегося так некстати транспорта или вообще его отсутствия.

Может быть это возраст дает о себе знать, ведь раньше я мог спать на полу, питаться непонятно чем, не мыться неделями, пробираясь где-то по задворкам Азии, а теперь пришло осознание того, что познавать красоту мира можно без таких никому не нужных жертв.

— И какой финансовокомфортный баланс ты опытным путем вывел для себя? Сколько денег тратишь в путешествиях и на что?

— В последнее время все чаще беру в прокат машину. Как в цивильных странах, так и в Африке, Азии. Аренда автотранспорта может стоить весьма недорого, скажем, 20-30 долларов в сутки, зато ты не теряешь массу времени.

Получается следующая формула: без машины экономишь на прокате и бензине, но теряешь на отелях. Почему? Да просто потому, что с автомобилем ты за неделю увидишь столько же, сколько без него за месяц.

Простой пример.

Через неделю буду проездом в Таиланде. Тай — не самоцель вовсе, а задача стоит передо мной следующая: за 4 дня проехать из Бангкока до малайского острова Пенанг.

Так вот, я уверен, что увижу большую часть достопримечательностей, находящихся на этом отрезке пути протяженностью в 1200 километров. И этих дней будет в целом достаточно. Я не фанат залеганий на пляже, но обожаю природу. Без колес же посмотреть национальные парки нереально.

Что касается цен, то когда-то жил в хостелах за 5 долларов. Потом времена изменились.

Во-первых, таких цен давно нет.

Во-вторых, понял, что живя в комнате, рассчитанной на 10 человек, я не высыпаюсь и не отдыхаю и после недели такой жизни теряю всякое желание куда-то двигаться, потому что хочется просто нормально выспаться и побыть наедине с собой.

В последние годы планка поднялась где-то до 40 долларов в сутки за двухместный номер, а если еду один — 30. Порой готов за территориальную близость к чему-то заплатить 60 и даже 80 баксов.

Например, в Малайзии буду в новой столице Путраджая. Хочу переночевать именно там, а не заехать на день. Поймал акцию от весьма шикарного отеля Pullman Petrajaya 5* за 63 доллара. Полагаю, оно того стоит.

Иногда переплачивать приходиться из соображений безопасности. Например, в криминализированной ЮАР, ибо жить в квартале, в котором опасно выйти за покупками в супермаркет — совсем не вариант.

ЮАР

ЮАР

Иногда доплачиваешь из-за риска заболеть. Например, в зоне малярийной опасности. Отель за 10 долларов в танзанийской провинции может обойтись весьма дороже, чем гостиница за 40 долларов с плотно закрывающимися окнами и кондиционером. Лечение от малярии — штука адская и дорогая.

— А как питаешься в дороге?

— По мере сил стараюсь готовить сам, но не всегда это получается. Номер с возможностью готовки стоит всегда дороже. Тема питания для меня актуальна, потому что многократно травился в дороге и приходится быть очень скрупулёзным в этом вопросе.

Я очень давно перешел на простую и здоровую пищу. Если ем мясо — то именно мясо, а не «салат» из 50 граммов стейка и наслоений хрен знает чего с непонятным вкусом. (смеется)

Если на обед картошка — то обычный вареный картофель, желательно пюре. Проще говоря, ем все продукты, но простые: рис, мясо, рыба, салаты, фрукты. В арабских странах для меня самая вкусная кухня.

Буду в Аммане через неделю. Уже сейчас знаю что закажу: рис, курицу, салат, фуль, хумус. Раньше любил пиццу, но с тех пор как стал задумываться из какого сыра ее готовят и как хранят — с тех пор пеку это блюдо сам.

Иран

Иран

— Я знаю, что ты набил руку на выгодных покупках авиабилетов. Поделишься свои опытом насколько это сложно для непосвященного путешественника приобретать билеты на самолеты в Интернете и какие существуют подводные течения в этом русле?

— Покупка авиабилетов — это мой конёк. Обожаю логистику переездов. Ведь грамотно спланированное путешествие начинается задолго до вылета. Когда высматриваешь билеты и стыкуешь перелеты и переезды, ты за долгие месяцы до поездки уже, по сути, находишься в том месте, куда собираешься.

Например, я хотел в Австралию поехать, но не дождавшись билетов за 800 долларов, лечу в итоге в ЮАР. Четких планов на путешествие я не строю никогда, а за месяц-два до вылета могу все поменять и укатить в другое место.

Пример: я собирался в апреле 2012 г. провести пять дней в Куала-Лумпуре, а оттуда улететь в Гонконг. И вдруг вижу билеты в Индонезию от «Air Asia» за 14 долларов. Выщелкиваю из запланированного на столицу Малайзии срока пребывания трое суток и лечу на Суматру смотреть питомник орангутанов.

Для общего понимания кто и куда летает использую сайт www.skyscanner.net, но он далеко не всегда выдает самые дешевые варианты. Однако, с его помощью, вы по крайней мере можете понять направления полетов, скажем, со Шри-Ланки.

А потом, узнав, что малоизвестная авиакомпания «Mihin Lanka» летает в Бангладеш — идете на ее сайт искать билеты. Затем я пишу в Google поисковый запрос «airport jarkarta», мне выдается обзор по данному аэропорту в формате Википедии.

Там я вижу список компаний, которые летают туда. Смотрю что это за компании: где они базируются и в каких направлениях перевозят. Просматриваю предложения авиаперевозчиков на мои даты одно за другим.

Это довольно муторная задача. В 90% случаев речь идет об одних и тех же авиакомпаниях.

В Азии, как правило, вне конкуренции «Air Asia», «Cebu Pacific», «JetStar».

В Европе — «EasyJet», «RyanAir», «Vueling».

В странах Северной и Южной Америки странным образом лоукостов попросту нет в европейском и азиатском понимании. В США авиаперелет, который стоит в районе 100 долларов в одну сторону, уже сам по себе считается дешевым. Найти что-то еще более выгодное по цене почти невозможно.

— Не секрет, что бюджетные авиакомпании часто отменяют рейсы либо в одностороннем порядке изменяют время и даты вылетов. Как быть, если ты спланировал много стыковочных перелетов, а цепочка начинает разрываться? Можно ли вернуть деньги на банковскую карту, насколько это сложно осуществить и что делать дальше?

— Не соглашусь. Из моего опыта, как раз лоукосты существенно реже других отменяют рейсы. Как показывает статистика, самая пунктуальная авиакомпания Европы — «RyanAir» с 96% своевременных вылетов, а вовсе не «British Airways» или «Lufthansa».

И это вполне объяснимо.

Бюджетные авиакомпании выживают благодаря оптимизации и частоты полетов. Задержать рейс — сыпется вся цепочка, что влечет за собой огромные убытки.

Зато регулярные авиалинии отменяют рейсы постоянно, этим переживать не о чем, ведь многие из них живут на государственные дотации, поэтому мотивация к исправной работе стремится к нулю.

Я летал порядка 30 раз с «RyanAir» и раз 20 с «EasyJet» — была всего одна отмена рейса. Пользовался услугами авиакомпании «British Airways» 5 раз — одна отмена и одна задержка на 6 часов.

Выбивание денег за отмененный рейс занимает по времени одинаково, что с лоукостов, что из обычного авиаперевозчика. «Lufthansa» возвращала мне деньги три месяца в свое время. В 50% случаев возврат уплаченной суммы происходит оперативно и без напоминаний.

Например, «Air India» все вернула на банковскую карту за неделю. Но частенько приходится возвращать деньги посредством чарджбэка через банк.

Что это такое?

Любая фирма, желающая работать с международными банковскими карточками, открывает специальный счет в Visa и MasterCard и замораживает некую сумму, которая должна соответствовать оборотам компании.

Иными словами, купив у «Air Asia» билет за 14 долларов, эта сумма блокируется на их счету. Если в течение определенного срока возникает спорная ситуация, то эти деньги у авиакомпании забирают и отдают назад клиенту.

Основанием для чарджбэка является либо неисполнение фирмой обязательств, либо подозрение в мошенничестве. Отмена рейса и отказ вернуть деньги — повод забрать деньги насильно.

Под отказом подразумевается отсутствие реакции на твое обращение к ним за возвратом. Письменный отказ необязателен — достаточно просто промолчать. В принципе, ты вправе оспаривать любое количество сделок, но не стоит забывать о том, что можно и проиграть кейс.

Например, если авиакомпания сможет доказать, что ты купил билет с невозвратным тарифом, а рейс не отменялся, просто ты сам захотел вернуть деньги и обратился в банк за чарджбэком. А авиаперевозчик берет и присылает твой билет, где ты собственноручно поставил галочку, что с условиями тарифа ознакомлен.

Я в жизни оспаривал (подавал чарджбэки) 6-7 сделок. Выиграл все. Но крайне важно досконально изучить условия договора, потому что попав в черный список, ты на долгие годы рискуешь лишиться права на чарджбэк. Банк просто будет иметь в виду, что ты жулик.

Если рейсы отменяются — срочно ищу альтернативу. Именно это произошло буквально неделю назад с моим запланированным на апрель путешествием в Азию. Рейс «Air India» из Катманду в Калькутту отменен. А мне днем позже лететь из Калькутты в Куала-Лумпур.

Индия

Индия

Все переигрываю, убираю Непал вовсе, а вместо Малайзии лечу в Таиланд.

— Все-таки разложи, пожалуйста, по полочкам какие расходы и в каком размере ты закладываешь в месячный бюджет поездки.

— Очень сильно зависит от страны. В Европе расходы всегда больше. Причем, как ни странно, Старый Свет дороже не столько отелями (гостиницы вы можете заранее забронировать по какой-нибудь акции), сколько питанием, входными билетами и транспортом. В Европе даже лоукосты не спасают.

Конкретный пример — моя поездка на Канары в февраля сего года. Купив билеты на «RyanAir» по смешной цене в 20-30 евро за каждый из перелетов, я угодил на вынужденную стыковку в швейцарском Базеле всего на полтора дня.

Европа. Испания. Канары.

Европа. Испания. Канары.

И это время обошлось мне почти в 250 евро.

Поездка в аэропорт стоит немногим дешевле, чем сам перелет. Можно остановиться в хостеле за 25 евро, но он будет у черта на куличках на окраине города. А с учетом вылета в 7 утра, ты попросту будешь вынужден брать такси и отдать еще 50 евро.

В итоге, даже применяя все мыслимые и немыслимые усилия, Европа никогда дешевой не будет.

Что касается Азии, то вопреки сложившемуся мнению, она не столь финансово доступна, как кажется. Да, если зависнуть в гамаке на тайском курорте для бэкпекеров — это дешево. Но если вы хотите ездить по стране и ваше время ограничено — держите карман шире.

Еще одно наблюдение: бедная страна — не значит дешевая. В нищем Мозамбике мы полдня искали ночлег в столице Мапуту, но везде был ценовой сговор. Сняв абсолютно убитый номер за 80 долларов на троих, мы были рады, что дешево отделались.

Африка. Зимбабве. Водопады Виктории.

Африка. Зимбабве. Водопады Виктории.

А все дело в том, что отели там ориентированы на богатых «белых мистеров», которые не готовы спать на циновке. И второй момент — я согласен на ночевку в спартанских условиях, но не хочу проснуться искусанным паразитами в малярийной зоне.

Поэтому худо-бедно в Африке гостиница с закрывающимися окнами необходима.

В среднем, в Азии у меня уходит в сутки (включая транспорт, отели, еду, экскурсии, билеты) в районе $50 в день.

В Европе — $100 в сутки.

В США нечто среднее между Европой и Азией — где-то 80 долларов.

В Африке расходы сильно зависят от конкретного государства.

И снова здесь действует правило — бедная страна в итоге может оказаться для вас дорогой. Взять Танзанию. Если задача дешево спать у моря — полно вариантов за 15-20 долларов за ночь.

Но если хочется посмотреть национальные парки — готовьтесь к расходам до 150 долларов в сутки. Поездки по окрестностям займут непредсказуемо много времени.

Что такое «не пришел поезд»?

А то, что заплатите еще за ночь в отеле. ЮАР, Намибия и Ботсвана — самые развитые страны Африки и на первый взгляд не дешевые. Но! Там шикарная и работающая инфраструктура.

Африка. Свазиленд.

Африка. Свазиленд.

Да, я платил в Кейптауне 60 долларов за двухместный номер в отеле. Дороговато. Зато условия были отличными плюс в хорошем месте и до всего близко. Самолеты летают исправно, поезда не отменяются, дороги отличные, бензин дешевый.

— Опыта в самостоятельных путешествиях тебе не занимать. Но ты еще специалист по судебным тяжбам с различного рода государственными бюрократическими структурами. Не могу пройти мимо этой стороны твоей жизни и не спросить: оно тебе надо? Зачем? Чего ты добиваешься?

— Мне это нравится. Это как игра в шахматы, своеобразный интеллектуальный поединок. Можно сказать, какой резон «играть в шахматы» с большой корпорацией, где все на автомате и ты для них просто назойливая муха, которую, если захотеть, можно прихлопнуть в любой момент?

Из тех же соображений, что иной раз, если скучно, можно сыграть со своим компьютером в стрелялку. Я люблю живых противников, которые хотя бы слабенько, но мыслят, а с компьютером давно прекратил играть.

— Интересно услышать о самой яркой твоей победе над государственным Левиафаном и о самом горьком поражении от армии чиновников и бюрократов.

— Любая тяжба — это всегда блеф. Причем с обеих сторон. Они идут почти до конца, но в какой-то момент, если чувствуют, что рискуют проиграть, делая новые и новые ставки, — кто-то выходит из поединка.

Честно говоря, горьких поражений я не испытывал.

Да, я проигрывал суды, но чаще всего знал о предстоящем исходе дела. Например, очевидно, что в 9 из 10 случаев судиться с органами МВД бесполезно. Процесс будет затянут, а сверху давят на судью негласные внутренние инструкции, которые не позволят создать опасный для государства прецедент, когда правым оказывается гражданин, а не Система.

Однако, можно проиграть дело формально, но выиграть постфактум. Например, если твоя цель — привлечение внимания СМИ.

Следует помнить, что чиновник, если он имеет хоть каплю разума, сделает все, чтобы не допустить появления своей фамилии на страницах печатных газет, журналов или сетевых изданий.

Поэтому, создавая ажиотаж вокруг бюрократа, тебе неважно кто выиграет дело. Имеет значение лишь то, что многие СМИ будут пестреть заголовками, скажем: «Начальник ГУВД стал фигурантом дела об изнасиловании».

Что будет дальше — уже без разницы!

Такова схема выяснения отношений с государством: не можешь выиграть в честном бою — сражаешься с ними их же методами.

Самым ярким примером из области бодания с государственными структурами — мой первый суд в Израиле. Меня заподозрили… в шпионаже! (смеется) Знаю, звучит смешно, но факт остается фактом.

Эта была трагикомическая совокупность не связанных друг с другом событий, но в итоге я оказался на скамье подсудимых.

Дело было так.

С детства любил рисовать карты вымышленных стран, дискутировать о политике и хулиганить. Когда я был солдатом, военная полиция нашла в воинской части, где я служил, мои личные вещи, среди которых были чертежные карты несуществующих государств.

Параллельно сослуживцы давали показания: «Нормальный парень, но много ругал армию и непосредственных командиров, говорил, что не стоит арабов считать идиотами, они уже не те, что были в 1967 г.».

Последней каплей, переполнившей чашу обвинения, стало то, что приятель, с которым мы баловались стрельбой по мишеням, выходя в увольнительную с оружием, неожиданно «раскололся», что мы воровали патроны с базы и прятали их в укромном месте, чтобы потом, в лесу, пошмалять по бутылкам.

Каждый из этих факторов в отдельности вызвал бы улыбку, но все вместе они были квалифицированы как подозрение в шпионаже и терроризме. Если бы дело вели профи, они бы просто надрали нам задницы за то, что мы украли с базы пять обойм с боевыми патронами и отправили бы нас на месяц на гауптвахту, но дело вели идиоты, отравленные шпиономанией.

Дело кончилось тем, что армия поспешила слить информацию в СМИ об удачно пойманном  изменнике Родины, а потом проиграла суд против меня. Военные, как и следовало ожидать, никаких достоверных доказательств не предоставили.

После чего я подал встречный иск против армии и мне присудили денежную компенсацию. Правда, тогда я не имел еще нужного опыта и продешевил, получив копейки в качестве материального возмещения за причиненный моральный ущерб и письменные извинения.

Одно радует, что военные прокуроры так сильно увлеклись «Бондоманией», что забыли про банальную кражу патронов. Мелкое воровство, которым бы ни одна газета не заинтересовалась. И к счастью для меня, даже на суде про это не вспомнили, иначе бы наказание в виде общественно-полезного труда на месяц мне бы заслуженно впаяли. (смеется)

Что касается борьбы с недобросовестными авиакомпаниями, поставщиками услуг и прочего — здесь действует абсолютно другая схема. На этом поле побеждает тот, кто лучше подготовился.

Суд обычно не будет предвзят в тяжбе, скажем, с «Аэрофлотом». Сбор доказательств, своевременное их представление, понимание сути процесса и умение предугадать действия противника — это безумно увлекательно.

Из менее глобальных поединков можно выделить мой суд с «British Airways» в 2008 году. Я купил билеты в представительстве авиакомпании в России, а кассир при оформлении проездного документа ошибся. В итоге, мой стыковочный рейс на Кубу улетел без меня.

Вместо «Острова Свободы» я оказался на две недели в Мексике. Казалось бы, решить проблему проще простого — верните уплаченные деньги. Но нет! Бюрократы — они и в Великобритании бюрократы. Пришлось подавать иск на «Бритишей».

Тяжба тянулась год, а в итоге я получил денежную компенсацию в размере 40 тысяч рублей. В целом, в своей жизни я судился порядка 30 раз.

— После всех баталий, в которых ты сражался с отчаянным упорством, вера в торжество добра и справедливости все еще не покинула тебя?

— Признаться, в вездесущую справедливость я давно не верю. Её попросту не существует. Есть общность и конфликт интересов, как в международной политике, так и в обычной жизни. Судья не является ни нашим другом, ни нашим врагом. Он выполняет социальный заказ.

Простой пример.

Если бы российские власти искренне хотели бы положить конец беспределу в отношении авиапассажиров (все помнят, что творилось в прошлый Новый год), то штрафы и компенсации были бы в десятки раз больше.

Согласись, смешно, когда «Аэрофлот», заставивший тысячи людей сутками спать на чемоданах, по итогам судебных слушаний заплатил пострадавшим компенсации в районе 5 тысяч рублей.

Это ничему авиаторов не учит, а скорее наоборот, утверждает их в той мысли, что они находятся у Бога за пазухой.

Соответственно, назревает логичный вопрос — почему так?

И ответ очевиден — скажи мне, кому это выгодно, и я отвечу кто виноват.

— Многие читатели узнали из интервью о твоем разностороннем богатом жизненном опыте. Что бы ты пожелал им?

— Я люблю слова Марка Твена. В последние годы жизни он любил цитировать самого себя: «Только о двух вещах мы будем сожалеть на смертном одре — что мало любили и мало путешествовали».

— И последний вопрос. Все же кем ты себя больше чувствуешь — путешественником, юристом, игроком…?

— Путешественник — это и есть игрок. Перемещаясь по свету, встречая людей, наблюдая жизнь, — ты постоянно размышляешь о себе и своем месте в этом странном мире. Отправляясь в дальние края, ты уже вступаешь в игру, ибо не знаешь, что тебя ждет.

Но, честно говоря, я немного притомился от многолетних длительных странствий и планирую обзавестись собственным жильем, где создам уютное семейное гнездышко. Мой дед вел активный образ жизни до 86 лет. Я надеюсь, что мне передалась его наследственность, потому что в любом возрасте дорога все равно будет звать меня в даль.

Беседовал Алекс БОГОЛЮБОВ

Фотографии: Александр Лапшин для проекта «Самостоятельный путешественник»

Добавить статью в:

Подпишитесь на получение свежих эксклюзивных материалов сайта Onetraveller.ru по электронной почте, чтобы не прощелкать самое вкусное:







Комментарии Вконтакте:


Комментарии Facebook:
Самостоятельный путешественник
Комментарии Wordpress:
6 комментариев
  1. Класс, Алекс! Даешь увлекательные статьи в студию!!!!))

  2. Илья, не переключайтесь! Мы уходим на короткую рекламу. Рад предоставлять своим читателям качественную, проверенную и полезную информацию про самостоятельные путешествия и все, что с ними связано.

  3. Алексей:

    Отличная статья и море полезной интересной информации.

    10 минут назад считал США одной из самых дорогих стран в плане путешествий, а оказывается…

    Насчет цитаты Марка Твена — обожаю это высказывание. У меня она в шапке сайта расположена)))

    Алекс, ждем еще хороших материалов )))

  4. Алексей, стараюсь выдавать только качественную, полезную и проверенную информацию про самостоятельные путешествия! Благодарю за отзыв!

  5. Lx:

    Бодренько)

Оставить комментарий