Он любит путешествовать на поездах бесплатно. Выходит на станцию, поднимает руку и тормозит состав, как это показывали в одном рекламном ролике. Только для этого он не пьет басурманского «волшебного» напитка — он просто любит поезда и железную дорогу.


Александр Султангалеев


— Привет, Александр. Представься, пожалуйста: откуда ты родом, сколько тебе лет, чем занимаешься, и как ты пришел к идее самостоятельных путешествий?

— Привет. Я живу в Уфе. Сейчас я не могу точно вспомнить тот момент, когда я пришел к идее самостоятельных путешествий. Еще со школьного возраста занимался водным и спелеотуризмом (у нас тут рядом Южный Урал).

Соревнования обычно проводились в выходные, и периодически приходилось добираться до места на попутках либо другим образом, из-за проблем с автобусом, например.

— А ты помнишь свою самую первую поездку автостопом, и какие были впечатления от нее?

— Уже на первом курсе университета я узнал, что можно путешествовать не только обычным образом, как все люди, но и автостопом. Мы с другом решили проверить действительно ли это так, решили испытать на себе, как «система» работает.

Предварительно почитав информацию по автостопу, решили поехать из Уфы в Москву. Поездка оказалась довольно удачной. А через месяц я начал путешествовать подобным образом уже самостоятельно — съездил опять в Москву, потом в Казань, а дальше — пошло-поехало.

— За какое время ты преодолел расстояние автостопом в 1400 км от Уфы до Москвы — небось за неделю или больше?

— Как ни странно — за двое суток.

— Ты делал остановки во время пути для ночевок или ехал подряд, даже ночью?

— Ехал с ночевками.

— В гостиницах жил?

— Нет, в гостиницах я вообще никогда не жил в России. А первая ночевка по пути в Москву автостопом была в кузове автомобиля, который меня подвозил, под открытым небом. Но я всегда на всякий случай вожу с собой палатку— так что не пропаду, если что.

— Сколько ты уже «намотал» километров автостопом — не ведешь подсчет?

— У меня автостопный километраж составляет уже около 80 000 км, но в основном это периодические поездки по России, как-то Уфа — Москва, Уфа — Санкт-Петербург. А масштабных, глобальных поездок было не так уж и много.

— Но ты ведь не только путешествия автостопом практикуешь, насколько мне известно, но передвигаешься и другим способом?

— Да, я еще занимаюсь железнодорожным стопом — путешествую на попутном ж/д транспорте, «вписываясь» в локомотивы, в кабины машинистов электровозов. К теткам-проводницам довольно сложно подсесть в вагоны, особенно в Центральной части России.

Это легче всего сделать на Севере страны либо на второстепенных магистралях — там железнодорожный персонал меньше боится ревизоров, да и пассажирских мест в этих поездах больше потому, как у них небольшая людская загруженность.

— Каким образом ты подсаживаешься в кабины электровозов? Опиши весь процесс, пожалуйста.

— Каждый пассажирский маршрут поезда разделен на несколько участков, на границах которых меняются бригады машинистов. И прежде, чем начать свое путешествие железнодорожным стопом, нужно хотя бы примерно знать, какие это участки, где они начинаются и заканчиваются.

А то может получиться так, что в процессе передвижения путешественник окажется не пойми где.

— А ты владел такой информацией, где начало и конец участков маршрута поезда, или путешествовал железнодорожным стопом по наитию, безо всякой системы?

— О первоначальном участке железнодорожного маршрута у меня была информация, а о других отрезках пути я узнавал уже у машинистов поездов.

— Почему ты решил подсаживаться именно к машинистам? Они более общительные и добрые в отличие от теток-проводниц или на то была другая причина?

— Проводницы не то чтобы злые, а скорее напуганные. Слишком много желающих проехаться бесплатно в вагоне поезда. А к машинистам никто не подсаживается. Хотя по правилам строжайше запрещено подвозить посторонних людей в кабинах электровозов, тем не менее, железнодорожные работники идут на такой риск.

— Как ты убеждаешь машиниста электровоза взять тебя на борт — таким же образом как в путешествии автостопом или существует некая «секретная» технология, разработанная специально для железнодорожного стопа?

— Я делаю это примерно одинаково. Представлюсь, сообщаю о цели моего путешествия, говорю, что увлекаюсь изучением железнодорожного транспорта (это действительно правда). Мне было интересно побывать в разных моделях тепловозов и электровозов, пощупать внутренности своими руками.

Машинисты видели, что я не новичок в самостоятельных путешествиях, им интересно было послушать о моих поездках. Они ведь тоже люди, им интересно узнавать новую и необычную для себя информацию.

— Я не раз видел, как проводницы подсаживают в вагон безбилетных пассажиров, несмотря на строгие правила, запрещающие им это делать, а деньги, вырученные подобным образом, кладут себе в карман. Значит все-таки существует «коррупционная лазейка» для проезда в вагоне поезда?

— Бригадир поезда, как правило, бывает в курсе подобных дел. Во многом такое положение вещей на каждом конкретном маршруте зависит именно от него. Следующая опасность для проводника — это проверки различного рода. И, видимо, в Центральной части России действительно много желающих ездить на поездах без билетов.

Однако проще всего, как ни странно, путешествовать железнодорожным стопом не в вагонах российских поездов, а в иностранных. Например, есть грузинский поезд, следующий через Россию, а один из украинских поездов пересекает с Востока на Запад почти всю нашу страну.

— А чем иностранные поезда отличаются от российских — более лояльными к безбилетникам проводниками?

— Дело в том, что иностранные поезда не подвластны российским проверкам — они подчиняются только лишь указаниям своего начальника поезда.

Как правило, поездная бригада иностранных поездов хорошо расположена по отношению к самостоятельным путешественникам, но сама идея перемещения на попутном транспорте не всегда бывает им близка.

Иногда хочется поиметь что-то с такого человека, но зато в иностранных поездах можно довольно дешево перемещаться на большие расстояния.

— Довольно дешево — это сколько?

— Я все-таки предпочитал ездить совершенно бесплатно в кабинах электровозов, вместе с машинистами, а в вагонах поездов редко путешествовал. Сейчас и не упомню точных сумм.

— А чем тебя привлек именно железнодорожный стоп? Ведь классический автостоп гораздо быстрее.

— Мне просто было интересно попробовать. Как-то знакомый ж/д стопщик рассказал о такой возможности, и я тут же решил воплотить ее в жизнь. Опыт оказался довольно сложным — отправной точкой нашего путешествия была станция «Абдуллино».

А если брать практическую сторону подобного перемещения — действительно, железнодорожный стоп гораздо медленнее классического автостопа.

Имеет смысл использовать его в ненастных условиях, к примеру, чтобы не стоять под проливным дождем на автомобильной трассе, а ехать под крышей вагона поезда, в тепле.

— Какой был твой самый длительный по километражу железнодорожный стоп?

Из Уфы до Москвы — примерно 1400 км.

— И сколько поездов ты сменил на этом маршруте?

— Пять поездов до Москвы и ровно столько же на обратном пути.

— А какие были временные затраты?

— Около трех суток.

— Какие санкции грозят машинисту, если в кабине электровоза проверка обнаружит постороннего человека?

— Тут разные факторы играют роль — от стажа работы до репутации машиниста. Но могут и легко уволить.

— И не смотря на такие строгие правила — тебя машинисты все-таки брали к себе на борт?

— Да, потому что к ним никто не может подсесть во время движения поезда на своем участке пути. Я сажусь в электровоз, когда он начинает трогаться, но если на станции присутствует начальство — «вписаться» в кабину состава становится сложнее.

— Тебе удавалось подсесть в кабину машиниста даже при неусыпном контроле станционного начальства?

— Конечно, потому что начальство не может охватить своим контролем весь железнодорожный парк. На узловых станциях очень сильное движение — какие-то поезда прибывают, а какие-то убывают.

— А что за люди — машинисты? Они сильно отличаются от подвозивших тебя водителей, когда ты путешествовал автостопом, к примеру? Может быть машинисты более доброжелательные?

— В принципе, машинисты обычные люди, такие же, как и все мы. Однако чувствуется некая специфика их профессии, но на передвижении железнодорожным стопом это никак не сказывается.

Все-таки по большей части многое зависит от самостоятельного путешественника, желающего прокатиться с ветерком за компанию с железнодорожниками, — как он умеет себя преподнести и насколько ему самому интересно общаться с разными людьми, встречающимися на его пути.

— Машинисты давали тебе порулить? В кабине электровоза руль довольно необычной формы, сильно отличающийся от автомобильного.

— Да, руль действительно забавный, причем в разных моделях электровозов он отличается по форме. Сам я не управлял железнодорожным составом, но машинисты объясняли мне весь процесс.

В кабинах существуют подобия «черных ящиков», которые записывают на ленту или флэшдиск (зависит от модели электровоза) скорость передвижения поезда, когда и на какое время он останавливался в пути.

Беседовал Алекс БОГОЛЮБОВ

Добавить статью в:



Подпишитесь на получение свежих эксклюзивных материалов сайта Onetraveller.ru по электронной почте, чтобы не прощелкать самое вкусное:








Комментарии Вконтакте:


Комментарии Facebook:
Самостоятельный путешественник
Комментарии Wordpress:
19 комментариев
  1. Виктор:

    Молодцом. Саша! Я бывший помощник машиниста тепловоза (сейчас уже за полсотни годочков). При любой возможности, всегда еду в тепловозах и электровозах в разных точках России. Осваиваю и автостоп. Сейчас живу в Санкт-Петербурге. А родина в Чите. Через год-два вернусь туда. Хочу пройти пешком, проехать автостопом по великим странам — Китаю и Монголии. До встречи на наших бродяжьих тропах! Верю, что и молодежь знает прекрасную песню "По диким степям Забайкалья…"
    Виктор.

  2. Виктор, а чего на месте не сидится, если уже за 50?

  3. Виктор:

    С детства такой. Моя мама молдаванка, отец — забайкальский казак. Батюшка много-много рассказывал про западную Европу, которую освобождал

  4. mono_polist:

    Интересное интервью. Не думала, что можно путешествовать в кабине машиниста. Вообще боюсь автостоп, для девушки лучше не рисковать.

  5. Виктор:

    Столько хороших ребят!!! Напиши им и вперед с охраной — на Дальний восток и дальше.

  6. Виктор, кому именно написать и почему на Дальний Восток? Я на Ближний Восток собираюсь.

  7. Очень увлекательное повествование!
    Не думал, что путешествия в кабинах электровозов прямо таки практикуются.

  8. Андрей Микуленков, как видите, практикуется. Но классический автостоп быстрее.

  9. по мне это достаточно медленное перемещение. Не ездил так конечно, пробывал только электричками. Но обычный автостоп гораздо быстрее получается, если конечно смысл путешествия не в самом стопе.

  10. Life-trip, согласен. Я тоже предпочитаю автостоп железнодорожному стопу, но иногдп можно и комбинировать по ситуации, а не зацикливаться на чем-то одном.

  11. Спасибо за интервью. Было очень интересно узнать про железодорожный стоп. Может быть я когда-нибудь его попробую даже =)

  12. Alex Pro, обязательно попробуй. Это безумно интересно проехаться в кабине машиниста поезда. Я ездил.

  13. Да, такой вид путешествия медленнее, чем автостоп. Зато, думаю, в нем столько романтики, что традиционным стопщикам и не снилось

  14. Ирина, романтика есть в любом виде автостопа.

  15. Хм-м-м… если бы в Тае такое можно было применить… да еще и с ребенком на руках — было бы фантастично

  16. goodkoal, можете попробовать. Авось и прокатит.

  17. Иванов:

    Это уж сильно экстремальный автостоп, не каждый машинист поймёт, могут и по шее дать не поняв романтики…

  18. Спасибо за интересную информацию!

Оставить комментарий